Залог качественного звука: в Академии им. Гнесиных ввели новую дисциплину
Студенты, обучающиеся по специальностям «Фагот» и «Гобой», будут не только играть на этих инструментах, но и самостоятельно изготавливать для них трости. Читайте наш канал в TelegramПодписаться

Первый в России класс по изготовлению тростей для фагота и гобоя начал работу в Академии музыки имени Гнесиных. Оборудовать лабораторию помогла государственная программа "Приоритет 2030", которая поддерживает развитие отечественных университетов. В технологии разбиралась Анна Шустер.
В этом классе Российской академии музыки имени Гнесиных собрались студенты, которые первыми осваивают новую дисциплину. Теперь они будут не только играть на фаготе и гобое, но и самостоятельно изготавливать для них трости. Именно эта маленькая деталь определяет тембр и устойчивость звука в инструменте.
"Трость, по меткому выражению фаготистов и гобоистов, – это своего рода голосовые связки, как у вокалиста!" – отметил первый проректор Российской академии музыки им. Гнесиных Святослав Голубенко.
Педагоги Академии вспоминают: в их студенческие годы трости заказывали у мастеров, записываться к которым приходилось за несколько недель.
"Не всегда получалось выбрать трость из имеющихся – под меня или под другого студента. Это всё-таки очень индивидуальная вещь, зависит от речевого аппарата, от силы выдоха", – поделился преподаватель по классу гобоя в Российской академии музыки им. Гнесиных Алексей Коноплянников.
Трости для фагота и гобоя изготавливают из высушенных стеблей тростника Арундо разного диаметра. Первое, что делает мастер, выбирает трубку с максимально ровным отверстием. Его правильная форма – залог успеха во всей последующей работе. Следующий этап – замочить тростник в зависимости от его плотности – на четыре или восемь часов в воде. Затем пластинки обрезают до нужного размера и стачивают до нужной толщины. Затем задача мастера – сформировать конус. От его формы зависит, как будет звучать трость. Толщину пластины несколько раз измеряют микрометром. Когда на нем высвечиваются нужные цифры, пластину в форме трапеции остается перегнуть пополам и закрепить. Сухая трость вибрировать не будет, поэтому каждый раз перед тем, как сыграть на инструменте, эту деталь на несколько минут погружают в воду.
В последние десятилетия в российских оркестрах сложился дефицит фаготистов, рассказывают преподаватели. Причина – нехватка педагогов в регионах и высокая стоимость инструментов: от шести миллионов рублей и выше. Такая цена оправдана тем, что дерево для изготовления фагота сушат специальным образом от нескольких лет до полувека. В специалитете Академии Гнесиных для фаготистов выделяют от двух бюджетных мест в год, но даже они не всегда заняты.
"Были такие годы, когда не поступало ни одного студента, потому что их просто нет в наличии. Это достаточно большая беда, потому что в регионах фагот преподает либо кларнетист, либо гобоист, потому что фаготистов просто нет", – рассказал старший преподаватель кафедры деревянных духовых инструментов Российской академии музыки им. Гнесиных Андрей Рудометкин.
Сейчас музыканты надеются, что введение новой дисциплины по изготовлению тростей поможет привлечь к специальностям "Фагот" и "Гобой" больше внимания, а студенты, освоив это ремесло, смогут добиться еще более точного звучания деревянных духовых инструментов.
"Россия-К"
Источник: muzklondike.ru